Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено существенное ограничение антикоррупционного свойства, накладываемое на российских государственных служащих, - законодательный запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Этот же законодательный акт в качестве одного из оснований для увольнения государственного служащего с государственной службы называет несоблюдение им ограничений, установленных в тексте данного Закона.
В силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» запрет о получении вознаграждения от физических и юридических лиц распространяется и на муниципальных служащих.
Кроме того, за получение вознаграждения при исполнении должностных обязанностей предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации квалифицирующим признаком дарения является его безвозмездность.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Однако независимо от размера незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействий) при исполнении должностных обязанностей может расцениваться как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи, права, наличием иного встречного обязательства или совершения определенных действий в пользу дарителя.
Размер взятки влияет лишь на квалификацию содеянного, в случае если размер взятки не превышает 10 тыс. руб. (мелкая взятка), то уголовное наказание предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше – уголовное наказание достигает до 15 лет лишения свободы.
Помимо изложенного, поводом к возникновению негативных последствий может явиться также «премирование» гражданского служащего.
Так, например, постановлением администрации городского округа судебный пристав-исполнитель П. за достигнутые трудовые успехи, личный вклад в социально-экономическое развитие города и в связи с празднованием Международного женского дня 8 Марта была награждена почетной грамотой и денежной премией.
Однако п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В пункте 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ установлены запреты, связанные с гражданской службой, а именно получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений).
Пунктом 3 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ установлены ограничения на получение в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей вознаграждения (ссуд, денежного и иного вознаграждения, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц, не предусмотренных законодательством РФ.
На этом основании заместитель прокурора города в адрес руководителя УФССП России по области внес представление об устранении нарушений действующего законодательства о государственной гражданской службе, о судебных приставах, о противодействии коррупции.
УФССП обжаловало это решение в суде, заявив, что судебный пристав был премирован (а не вознагражден) администрацией. Следовательно, в действиях должностного лица УФССП отсутствуют признаки коррупционных правонарушений.
Однако Кемеровский областной суд в Апелляционном определении от 16.10.2012 № 33-10081 указал, что выплата премии является нарушением требований закона, поскольку создает предпосылки коррупционных проявлений, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным ст. 3 Закона № 273-ФЗ. Кроме того, выплата премии влечет негативные последствия в виде формирования возможности для возникновения конфликта интересов, что, в свою очередь, является коррупциогенным фактором в деятельности, как указанных должностных лиц, так и представляемых ими органов. На этом основании в иске УФССП было отказано.