Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.
В ХI - XIII веках здесь жили вятичи - потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке - их захоронения-курганы.
Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века - подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.
Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.
Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину... в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины - на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.
С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.
Официальный сайт ГМЗ "Царицыно"
Храм Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси
Мысль о строительстве административного центра Русской Православной Церкви (РПЦ), который включал бы в себя комплекс сооружений, зародилась в далеком 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, год только начинающейся оттепели по отношению к Православной Вере в Советском Союзе. Тогда еще боялись вслух говорить о возможном восстановлении Храма Христа Спасителя, на месте которого все еще плескался народ в бассейне «Москва», не зря прозванном современниками «лужей». Было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в самом большом районе Москвы - Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов.
Строительство намечалось грандиозное: собор вместимостью более 20 тысяч человек (больше нынешнего Храма Христа Спасителя), окруженный разнообразными административными сооружениями. Для комплекса было предложено 3 площадки - нынешнее расположение, у музея-заповедника «Царицыно» и у близлежащего храма Живоначальной Троицы в Борисово, но не все люди еще «созрели» для таких резких перемен от безбожия к открытому исповеданию христианства, поэтому для застройки было выделено место, самое неприметное с одного из главных транспортных узлов столицы нашей Родины - Каширского шоссе - у музея-заповедника «Царицыно», где в 1988-ом году святейшим Патриархом Пименом был отслужен молебен и освящен закладной камень будущего храмового комплекса.
Но строительство так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем строительство одного собора. А в 1995 году началось воссоздание Храма Христа Спасителя, на строительство которого были брошены все силы и средства.
И только после открытия Кафедрального собора Русской Православной Церкви вспомнили про задумку 12-летней давности - о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси. Было поднято очень много архивных документов, в том числе и конкурс проектов храмового комплекса. Оказалось, что большая часть работ были похожи на Храм Христа Спасителя, поэтому было решено выбрать лучший и подработать его для нынешних условий, ведь комплекс должен был вобрать в себя все функции, которые ныне вобрал в себя Храм Христа Спасителя.
За строительство взялась Балтийская Строительная Компания (БСК), которая стала финансировать проект и готовится к строительным работам. Не без помощи мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова было получено разрешение на застройку площадки близ Каширского шоссе.
Как основа был предложен проект в Византийском стиле, ведь тысячу лет назад в православно-храмовой архитектуре наибольшее влияние имела византийско-греческая культура, которая повлияла на развитие и расцвет многих других культур, в том числе и русской. Поэтому, в строительстве храма-памятника нельзя было не обратиться к истокам. Отсюда и крестообразный в плане однокупольный храм и бирюзово-голубые купола - символ Божьей Матери и ангельских сил.
Проект в кротчайшие сроки был выполнен силами Моспроекта 2 - архитектурной мастерской АМ-19 под руководством Владимира Колосницына. От первого проекта остались: храм, звонница, дом причта, музыкальная школа и часовня. Площадь храма была уменьшена более чем в 5 раз и составила 1100 кв. м.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 2000 года Балтийская Строительная Компания приступила к строительным работам на месте. Был перенесен камень и крест. На должность и.о. ключаря назначили настоятеля близлежащего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи иерея Олега Воробьева, который уже в конце месяца отслужил первый молебен на месте будущего комплекса. Строительство храмового комплекса встретило бурное недовольство со стороны местных жителей, которые переживали о потере части зеленых насаждений, связанных со строительными работами, но был быстро найден компромисс: отказались от строительства еще одного здания, под пятно застройки которого попадало много зеленых насаждений, к каждому пересаженному на новое место дереву, как компенсация, было посажено 5 молодых. Всего из-за строительства было пересажено всего 12 деревьев.
А уже 1 сентября 2001 года, в день города, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, при огромном стечении народа, было совершено освящение закладного камня будущего храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси в комплексе Патриаршего Подворья, превратившееся в удивительно красивый и одухотворенный праздник.
Строительство комплекса было осложнено пожаром, который случился на Троицу 2002 года. Полностью сгорел деревянный каркас главного купола и купола южного придела собора, но он был быстро локализован, и сразу начались восстановительные работы, и строительство продолжилось в прежних темпах.
На протяжении всего строительства, по воскресным дням, совершались еженедельные молебны, сопровождаемые колокольным звоном. В этом огромная заслуга о. Олега Воробьева, который, несмотря на дождь и снег, ветер и стужу, проводил богослужения на месте будущего храмового комплекса.
В начале 2004 года был привезен и смонтирован уникальный фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба. Общее руководство художественными работами в Храме осуществлялось Экспертным Советом под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). Главная идея, которой подчинено все художественное убранство Храма - идея соборности 1000-летней Русской Православной Церкви, духовное единство разнообразных типов святости, присутствующих не только в пределах России, но и во многих странах мира.
И, наконец, 19 мая 2004 года, в день отдания праздника Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено великое освящение центрального собора в честь Троицы Живоначальной и отслужена первая Божественная Литургия.
Закончилось строительство физическое, но началось строительство иное - строительство духовное: ежедневные Божественные Литургии и просветительская работа. В сентябре 2004 года начала свою работу Воскресная школа при комплексе Патриаршего Подворья для детей и взрослых, открылась подготовительная гимназия.
Официальный сайт Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия крещения Руси
Храм во имя иконы «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыне
Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника».
Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, а в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство.
Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «... о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками,.. перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».
В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины».
В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством» в борьбе против турок, тому самому знаменитому Кантемиру, трёхсотлетний юбилей которого отмечало ЮНЕСКО в 1973 г., выдающемуся лингвисту, философу, архитектору, археологу, музыканту и математику, знавшему несколько языков, в т.ч. турецкий и персидский, и который в персидском походе управлял канцелярией Петра I.
В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1665 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М.Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А.Я. Кантемир.
В1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении.
При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.
В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича - владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, а также перенесХрам во имя иконы "Божией Матери Живоносный Источник" в Царицынеена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.
Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. - под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская СНРМ-3 при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.
В 1990 г. церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев и 6 октября возобновились богослужения.
По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви.
Настоятель: протоиерей Георгий Бреев
Статус: Приходской
Почтовый адрес: 115569, Дольская улица, дом 2
Телефон: 325-34-56
Проезд: м. "Царицыно"
Святыни:
Духовенство: иерей Алексей Потокин - исп. обязанности настоятеля, иерей Александр Лаврин, иерей Алексанр Петров, иерей Петр Винокуров, иерей Евгений Батаев, иерей Николай Михалушкин,, иерей Михаил Потокин, иерей Роман Федоров, диакон Александр Томашевский, диакон Виктор Маценко, диакон Валерий Ершов
Богослужение: по будням - вечернее богослужение (вечерня с утреней) в 17 часов, Божественная литургия в 9 часов; по воскресньям и праздничным дням - две Литургии - в 7 и 10 часов, накануне всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17 часов, в воскресенье - вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в 17.00 (на этой службе возможны другие акафисты в зависимости от праздников).
Официальный сайт Храма во имя иконы "Божией Матери Живоносный источник" в Царицыне
Храм Живоначальной Троицы в Борисово
«В древности село звалось «приселок Борисовский села Коломенского», позднее числилось дворцовым селом Борисовым».
«Борисово получило название от бывшего села, известного с XVI в. как вотчина Бориса Годунова.
Близ Борисова - самый большой в Москве Борисовский (ранее - Цареборисовский) пруд площадью в 86 га и средней глубиною в 2,5 м. С 1960 г. - в черте Москвы, часть района массового жилищного строительства Орехово-Борисово».
«Вотчинной усадьбой Борисово владела царица Ирина, сестра Бориса Годунова».
«Самыми большими прудами в Москве считаются Борисовские. Они столь широки и тянутся так привольно, что их можно принять за русло Москвы-реки, которая течет неподалеку. К водной глади Борисовских примыкают Царицынские пруды. Самым большим подмосковным селом было, по всей видимости, Борисово, в своем названии хранящее память о Борисе Годунове, много строившем в Москве. При нем, то есть без малого 400 лет тому назад, были выкопаны пруды, где сегодня в чистой прозрачной воде плещутся разводимые рыбхозом карп и амур, нагуливая вес. Осенью пруды спускают, и рыба вместе с водой, проходя через узкую бетонную горловину, попадает в руки рыбаков. Весной из горловины вытекает бурным потоком речка Городня, которая спешит на соединение с Москвой-рекой. Древнее Борисово раскинулось на берегах прудов, улицы села разбежались далеко от воды по всем направлениям от центра - старого храма. Расспрашивая жителей села, я пытался узнать, сколько же здесь было прежде домов. Кто говорил 500, кто называл совсем другую цифру. В отделе районного архитектора уточнили: 470 домов. Но сколько бы их ни было, а не останется ни одного. На месте сельских земель на высоком плато стремительно растет новое Борисово с большой улицей - Борисовский проезд, с высокими новыми домами, среди которых выделяются 16-этажные корпуса».
Близ нынешнего храма до конца XIX в. стояла древняя церковь Троицы, построенная в 1710 г. и разобранная за ветхостью в 1888 г., вскоре после постройки новой. Перед разборкой ее измерили, описали и зарисовали: эти материалы были опубликованы.
«В 1913 г. скончался священник Н.А.Смирнов. В 1859 г. он стал священником села Борисово, где была маленькая каменная развалившаяся церковь, приход бедный, с доходом 100 руб. в год. Он берет котомку и идет в Москву собирать на храм. Собирал с 1865 по 1875 гг. на московских базарах. Большинство прихожан - раскольники, для храма не дают хорошего возвышенного места, предлагают строить его на земле никому не нужной, неудобной, в конце пруда, на бывшей церковной усадьбе. Ну что ж! Построил и здесь храм. В 1862 г. открывает у себя дома школу грамоты. В 1875 г. школа превращается в земскую школу. Бедно, тесно, как-то надо увеличить содержание на семью. Начинает сеять рожь, сажать картофель, разводить сад. И радость! Почва для сада благоприятна. Сад увеличивает доход. Его примеру следуют прихожане. Им составлена для начинающих брошюра «Краткое руководство по садоводству». Он служит на приходе 38 лет, а всего в священстве 55 лет. В 1898 г. ушел на покой. Им составлена подробная история-летопись храма в Борисове. Погребен под церковью, которую сам выстроил с таким трудом».
«Каменный трехпрестольный храм в с.Борисове во имя св.Троицы с приделами во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали» и св. Николая Чудотворца в 1902 г. значительно расширен, печи сделаны духовые, пол плиточный. По стенам художественная живопись. Утварь заменена новой. Весь ремонт стоил не менее 13000 рублей. Все это завершено благодаря энергии и заботе местного священника о.Василия Богоявленского, 4 года назад поступившего в приход, и церковного старосты Федора Трофимовича Немова, жертвовавшего много из собственных средств на сие святое дело, а также располагавшего на это своих знакомых».
«Торжество православия в селе Борисове и крестный ход вокруг полей: для этого приносят чудотворные иконы - Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и вмч.Екатерины из Екатерининской пустыни».
В 1960 г. М.Л.Богоявленский записывает: «В настоящее время церковь стоит без крыши и колокольни, рам нет, на окнах сохранились железные решетки. Окна заложены досками и железными листами. На стенах растет трава. На двери замок. Соседние жители пользуются подвалом церкви - где похоронен ее храмоздатель о.Н.А.Смирнов - как помойкой, выбрасывая туда всякий мусор. Рядом с церковью брошен опрокинутый памятник из мрамора в виде гробницы с надписью. Церковь стоит на низкомместе, на берегу большого пруда. Помещение ее используется колхозом для складыванья зерна».
К 1978 г. склад был выведен, внутренность пустовала - там гулял один лишь ветер. Окна выбиты, остались решетки. Крыша в угрожающем состоянии, потолок грозил провалиться. Поверху на нем росли деревца до двух метров высоты. Внутри храма сохранялись остатки росписи XIX в. - начала XX в. Храм находится близ плотины пруда XVIII в. и вместе с нею стоит на государственной охране: плотина в составе комплекса «Царицыно» под № 396, а храм, неверно датированный 1775 г. и ошибкою названный «Богородицким», под № 396а. Ошибка в датировке, по-видимому, пошла во благо, ибо иначе церковь ни за что не поставили бы под охрану. Неподалеку располагался также заколоченный дом, некоторое время использовавшийся под клуб, затем закрытый, а потом отданный автоклубу.
Пруды в начале 1980-х гг. подвергались реконструкции и очистке. Помещение же храма было отдано автомотоклубу.
В 1990 г. храм, находящийся в ужасном состоянии, принадлежал учебному автокомбинату, который на деле занимал огороженную территорию и гаражи на ней, но не саму церковь. Наступила пора проснуться населению окружившего храм миллионного микрорайона!
14 сентября 1991 г. храм был вновь освящен; настоятелем его стал о. Александр (Максимов).
Настоятель: протоерей Виктор Драчков
Статус: Приходской
Почтовый адрес: 115563, Борисовский проезд, 15, корпус 4
Телефон: 393-91-22
Проезд: м."Домодедовская", авт. 275; м. "Орехово", авт. 275, 711, ост. "Борисовский проезд, д. 15"
Святыни: икона Божией Матери Успение с частицей древа от гроба
Духовенство: иерей Михаил Авраменко, иерей Михаил Рязанцев, иерей Константин Сопельников, иерей Георгий Соседов, диакон Алексей Трунин
Богослужение: ежедневно - утреня и Литургия в 8 часов, по воскресеньям и праздникам - две Литургии - в 7 и 10 часов, накануне всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17 часов, в воскресенье вечерня с акафистом Божией Матери Утоли моя печали, Святителю Николаю (по очереди) в 17 часов.
Военный памятник в память воинам-зенитчикам
Легкая зенитка, как и сам мемориал спрятаны от посторонних глаз строем высоких деревьев и кустов. На самом же деле, памятник расположен недалеко от станции метро «Орехово», рядом с Ореховским кладбищем.
Мемориал был построен в честь погибших во время второй мировой войны зенитчиков и просто воинов 155 дивизии народного ополчения.